В данной статье приведены самые популярные термины современного дизайна. Заказчики не всегда понимают, обращаясь к дизайнерам значение и контекст терминов используемых при оказании услуг графического дизайна. Поэтому только профессионалы всегда говорят на одном языке. Статья освещает самые распространенные слова звучащие в специфике дизайна. Работа производится продуктивней, когда клиент понимает точное содержание и необходимость того что требуется разрабатывать(логотип, товарный знак, фирменный стиль, брендбук, айдентику, логобук и т.д.).

Фирменный стиль

Фирменный стиль является графическим образом компании и представляет собой набор разрабатываемых материалов: логотип, цвета фирмы, шрифты, бланки, визитки, интерьерное оформление, брендирование и другое.


Фирменный графический стиль производит впечатление и остается в памяти потребителей. Товары и графические образы услуг оформляются в едином стиле и создают неотразимы и уникальный образ помогающий выделиться из общего числа конкурентов.

Логотип

Логотип – эмблема компании, главная часть фирменного стиля. Он представляется фирменной картинкой или пиктограммой, названием(шрифтовым написанием) или просто креативная надпись разрабатываемая дизайнером. Фирменный логотип служит образом для представлении компании на рынке, повышает узнаваемость и запоминаемость в головах у потребителей. Это индивидуальный образ состоящий символики и текста повышающий эффективность фирменного стиля.

Айдентика

Айдентика – в переводе с английского identity (идентичность). Подразумевает уникальность "лица компании" вызванная ростом конкуренции. Фирмам необходима узнаваемость в социальной среде. Состоит из совокупности корпоративных ценностей, фирменного стиля, веб ресурсов(сайта), рекламных и сувенирных материалов. Айдентика состоит из неповторимых графических оформлений направленных на формирования отношения к компании, созданию впечатлений от нее в глазах потребителей. Ее образы как правило стационарны и не меняются на протяжении всей истории фирмы.

Брендбук

Брендбук – это документ состоящий из стандартов официального стиля компании, ценностей, целей и развития, истории фирмы и других характеристик. 

 

Стереотипный брендбук включает в себя три раздела:

  1. Бренд – раздел в котором речь идет о ценностях, основных целях, производстве товаров и целевой аудитории.
  2. Раздел фирменного стиля – дается подробное описание элементов айдентики, использования логотипа, работы со шрифтами, написание слоганов, нанесение фирменной символики на рекламные носители и другие объекты стиля фирмы.
  3. Правила взаимодействия бренда – описываются правила с помощью которых происходит общение компании с потребителями и окружающим миром, преподносится и приводится список взаимодействия с товарами или услугами. Эти правила используются: при создании статей информационного и рекламного характера размещаемые на сайте буклетах и социальных сетях, при возникновении компаративного общения исполнителей и клиентов, при оформлении документации например упаковки, при генерации рекламных креативов и сообщений о деятельности фирмы.

Другими словами, брендбук – это информационная книга, повествующая подробное описание дизайна и использования айдентики.


Разработка брендбука это трудоемкий и затратный процесс. Молодые и маленькие компании не всегда могу позволить себе создание такого руководства и отсутствии необходимости в этом. Но для продвижения образа фирменного стиля или айдентики, развития компании рекомендуется все-таки не пренебрегать разработкой бредовой книги.

Мокап

Мокап – это профессиональный термин используемый разработчиками дизайна. Это макет с помощью которого исполнитель презентует дизайны в трехмерном исполнении, своего рода шаблон для оформления будущего образа изображения. Примером может послужить обложка, упаковка, визитка и другой носитель на который накладывается логотип и фирменная графика. 

 

На сегодняшний день мокап – это специально созданные программы позволяющие разрабатывать в трехмерном изображении любые образы шаблонов.

 

Использование мокап значительно упрощает разработку будущего дизайна и обуславливает взаимодействие дизайнера и заказчика на высшем уровне общения, позволяя увидеть и внести необходимые правки и доработки на первых стадиях производства макета.

Гайдлайн

Гайдлайн – это инструкция, несущая в себе правила использования фирменных образов и разработок(фирменный стиль, логотип, фирменный шрифт, корпоративные цвета).

Он применяется при создании печатной и рекламной продукции, деловой документации и веб ресурсов(сайтов и мобильных приложений).

Фирменный шрифт

Фирменный шрифт – это важная составляющая фирменного стиля. Это набор букв, печатных знаков, цифр, знаков препинания определяющих начертание, семиотику, интервал, графический образ, ширину, размеры и другие свойства. 

 

При разработке фирменных шрифтов исполнители используют различные термины:

  • Гарнитура шрифта – набор шрифтов обособленных единым стилем и особенностями. Часто на практике в фирменном стиле используют несколько шрифтов одной гарнитуры.
  • Леттеринг – это рисованные образы букв или рисунок из букв. Ручная работа иногда используемая при создании образов фирменного стиля.
  • Каллиграфия – это методика письма, искусство красиво обозначить букву.

Так же при разработке фирменного шрифта используют обозначения расстояний между буквами и строчками, так называемы пробелы и интервалы письма.

Паттерн

Паттерн – это текстура повторяющихся элементов, узор, орнамент разработанный для использования в графических макетах. Паттерн это один из распространенных элементов используемый при создании фирменного стеля. Так же он называется фирменным узором или орнаментальной текстурой. 

 

Фирменный узор еще один способ сделать дизайн более узнаваемый. Он используется как фоновой рисунок дополняя основную концепцию макета.

 

Паттерн рисуется в ручную или с помощью компьютерных программ для графического дизайна и разрабатывается в нескольких цветовых гаммах чтобы придать разнообразие графической работе.

Графические форматы изображений в терминах

При создании графических макетов например фирменного стиля дизайнер использует технические возможности современных технологий. Сталкиваясь с выбором стиля или формата при разработке логотипа, сайта, и других требуемых рисунков. 


В современной работе используются следующие форматы – это растровая и векторная графика.

Растровая графика(растровое изображение)

Растровое изображение состоит из множества ячеек - пикселей, которые содержат в себе информацию о цвете. Самые популярные форматы изображений это JPEG, PNG и GIF.  

 

При использовании растрового формата изображений получается создать макет любой сложности, включающий в себя множество деталей и большую палитру цветов.
Растровые изображения наиболее часто встречаются в разработанных дизайнах, но они имеют одну особенность, их нельзя масштабировать без потери качества изображения. Так же они требуют больших объемов для хранения и передачи изображения.

Векторная графика

Графика сформированная в векторе состоит из множества точек и кривых, она описывается математической формулой.. Векторное изображение можно масштабировать до любых размеров без потери качества.

Часто используемые векторные форматы SVG, EPS, AI

Векторный формат используется для разработки мелких изображений например иконки, логотипы, чертежи. Для больших изображений используют максимальную детализацию рисунка. Этот формат занимает маленький объем памяти. Для создания векторной графики требуется технический навык работы с векторными программами.

Термины цветовых форматов(цветовой шкалы) графического дизайна RGB И CMYK

При создании дизайна исполнитель подбирает цветовые решения и палитру цветов, используемых при оформлении макета. 

 

Дизайнеры выбираю цвета исходя из принадлежности компании к той или иной категории рыночной среды. Цветовая палитра должна выбираться исходя из технического использования дизайна в окружающем мире исходя из условий компьютерной техники и возможностей печати. В связи с этим рассматриваются цветовые шкалы RGB и CMYK.

 

Шкала RGB – это сокращение расшифровывающееся как RED(красный), GREEN(зеленый), BLUE(синий). Из этих трех цветов составляются оттенки на экранах мониторов.

 

Модель CMYK используется при печати в типографиях. В этой шкале палитра цветов формируется смешивание четырех красок: голубой(CYAN), пурпурный(Magenta), желтый(Yellow), черный(Black обозначенный буквой K).

 

Цвета модели RGB не формируются в модели CMYK при печати цвета могут отличатся, для уравновешивания цветокоррекции применяют калибровку монитора по отношению к печатающей машине. Для подбора цвета на печатающем устройстве применяются распечатанные цветовые веера с перечнем и визуализацией цветовых оттенков. С помощью вееров выбираются нужные цвета которые в последующем производятся печатающими машинами.

 

Итог

В данной статье приводятся только часто используемы термины дизайнерами при работе на проектами по заказу. Искусство технического процесса работы постоянно развивается и усложняется. 

 

При заказе работ по дизайну требуется подробное обсуждение всех аспектов будущего проекта, возникает необходимость решения вопросов касающихся технических возможностей и дальнейшего использования разработок. Это обеспечит максимально продуктивный результат и позволит избежать проблем в применении результатов работы.